Рейтинг@Mail.ru
Петербург лишился права переоборудовать ледоколы для работ на шельфе - РИА Новости, 03.06.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Петербург лишился права переоборудовать ледоколы для работ на шельфе

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкЛедоколы "Капитан Николаев" и "Капитан Драницын" собирают караван. Архив
Ледоколы Капитан Николаев и Капитан Драницын собирают караван. Архив
Читать ria.ru в
Ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон", которые отправятся этим летом в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике, решено переоборудовать в Мурманске и Киркенесе, а не в Петербурге, как сообщалось ранее.

С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 мая - РИА Новости, Анна Юдина. Ледоколы "Капитан Драницын" и "Диксон", которые отправятся этим летом в экспедицию по уточнению высокоширотной границы континентального шельфа в Арктике, решено переоборудовать в Мурманске и Киркенесе, а не в Петербурге, как сообщалось ранее, рассказал РИА Новости в понедельник заместитель главного инженера ФГУНПП "Севморгео" Юрий Кузьмин.

Работы на арктическом шельфе в прошлые годы проводил флагман Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ) "Академик Федоров" при помощи атомных ледоколов ФГУП "Росатомфлот" госкорпорации "Росатом". В этом году по соображениям экономии было принято решение сначала отказаться от атомного ледокола, а затем и от "Федорова". Впервые исследования шельфа будут проводиться с помощью дизель-электрических ледоколов.

"Решение о местах переоборудования ледоколов принято исключительно из географических соображений. Зачем "Драницыну" десять суток идти в Петербург, если у него порт приписки Мурманск? Там и решено его переоборудовать. А "Диксон" приписан к Архангельску, и ему рукой подать до Норвегии", - рассказал Кузьмин.

Что появится на ледоколах

Установка оборудования на "Капитане Драницыне" займет десять дней и начнется ориентировочно 1 июля. "Диксон" встанет в Киркенесе на 15 суток - с 15 по 29 июля. Выход ледоколов в рейс пока назначен на 1 августа, возвращение - в конце сентября - начале октября.

"Оба судна будут оборудованы системами спутниковой навигации, а на "Драницын" поставят еще и прибор для подводной навигации. На "Диксоне" установят всю "сейсмику", лебедку, компрессоры, сопутствующее оборудование для работы с буксируемой сейсмической косой. На "Драницыне" будет средство пробоотбора, в том числе буровая установка донного базирования", - рассказал Кузьмин.

Кроме того, на ледоколе будет работать специальный кран, фототелегрейсер (устройство наподобие ковша) и гидростатическая трубка, которая предназначена для взятия проб мягких осадков.

"Общую стоимость оборудования назвать сложно, но, например, один итальянский кран стоит 8 миллионов рублей, а все российское оборудование на "Драницыне" - где-то 16 миллионов. Лебедка, кстати, псковского производства, буровая установка сделана в Петербурге. Зарубежные лебедки очень дорогие", - отметил Кузьмин.

Как пройти во льдах с косой

Что касается ледопроходимости дизель-электрических ледоколов и тонкостей работы с буксируемой сейсмической косой во льдах, то тут остается рассчитывать на хорошую ледовую разведку и точный ледовый прогноз, добавил собеседник агентства.

"Конечно, мощность "Капитана Драницына" в три раза меньше, чем у атомного ледокола типа "Арктика" - 25 тысяч лошадиных сил против 75 тысяч. С другой стороны, он шире и сильнее "Диксона", который и будет тащить косу. Хотя предельная толщина льда для прохождения у нас в любом случае - 1,5 метра. Упремся в более толстые - надо будет как-то обходить. Вопрос нелегкий", - подчеркнул Кузьмин.

В 2010 году "Академик Федоров" при помощи атомного ледокола "Ямал" проводил на шельфе батиметрические изыскания (картографирование морского дна и измерение глубины океана при помощи эхолота). В 2011 году "Федоров" продолжил комплекс исследований (сейсмографические работы с помощью пневмопушек и двух сейсмических кос различной длины) при поддержке атомохода "Россия". Параметры этих атомоходов, принадлежащих к классу "Арктика", позволяют преодолевать на постоянном ходу льды толщиной до трех метров. Их ширина на 3,5 метра превосходит ширину "Капитана Драницына", а осадка - на 2,5 метра.

История освоения Арктики. Справка >>

И все же трудности при работе с сейсмической косой в 2011 году были значительные, поскольку нужно было тащить аппаратуру под водой на определенной скорости, не порвав в ледяном крошеве такелаж, которым она была закреплена за кормой "Академика Федорова". Судоводителям на "России" и сопровождаемом судне пришлось нарабатывать приемы совместной работы и обеспечивать непрерывное и ровное движение обоих судов. Один раз крепления кос и пушек на "Федорове" все-таки оборвались, что заставило ученых прервать рейс и на время уйти к Шпицбергену, где был сделан ремонт.

Дизель-электрический ледокол "Капитан Драницын" является линейным ледоколом типа "Капитан Сорокин", построен на финской верфи "Вяртсиля", спущен на воду 2 декабря 1980 года. "Диксон" также построен на "Вяртсиле" в 1983 году, является дизельным ледоколом типа "Мудьюг" мощностью 13 тысяч лошадиных сил. Его ширина составляет 21,4 метра, осадка - 6,5 метра.

Зачем бурить шельф?

Россия с 2001 года претендует на богатый углеводородами участок шельфа, включающий хребты Ломоносова и Менделеева, однако в предыдущий раз заявка была отклонена в связи с недостатком информации. В случае, если ученым удастся доказать, что эти хребты - продолжение континентального шельфа России, у страны появится приоритетное право на разработку этих ресурсов, объем которых, по данным Минприроды, может достигать 5 миллиардов тонн условного топлива. Для доказательства своих прав России необходимо предоставить в Комиссию ООН по морскому праву данные двух видов: геологические образцы коренных пород хребтов, которые можно получить только с помощью бурения, а также геофизические данные по результатам сейсмоакустического профилирования.

Арктический шельф: строение, изучение >>

Главным заказчиком работ по уточнению границ континентального шельфа в Арктике является Минприроды и Роснедра. Главным исполнителем ранее выступал Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт (ГНИНГИ) совместно с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ), ФГУП "Росатомфлот", ОАО "Севернефтегаз", ОАО "Гидро-Си", ФГУП "ВНИИОкеангеология", ЗАО "Газавиа" и компанией ION-GXT, предоставившей уникальное оборудование для научно-исследовательского судна "Академик Федоров".

В этом году упор будет сделан на бурение - ФГУНПП "Севморгео", входящее в состав Федерального агентства по недропользованию Минприроды, в начале 2012 года получило лицензию на исследование хребта Менделеева и отбор проб коренных донных пород.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала